Многие моделисты делают одну и ту же ошибку, раскрашивая белый камуфляж. Это же относится и к выбору цветов униформы: если использовать в качестве базовой краску, рекомендуемую производителями фигур в инструкции, а затем тонировать ее путем добавления различных составляющих, выделяя рельефные элементы, мы на выходе получим совершенно другой оттенок, светлее того, который нам нужен. Белая ткань, использовавшаяся для пошива зимних комплектов, была действительно абсолютно белой, но она очень маркая (во что она превращается на передовой, можно увидеть из фронтовых фото). Как правило, сильнее всего загрязнялись рукава и штаны. Кроме того, оружие и амуниция также оставляют следы на белой ткани, поэтому со временем такая форма приобретает грязно-серый цвет.

 

Техника окраски фигур в зимнем камуфляже
На фигурах этого оттенка можно добиться следующим образом: взять в качестве базового тона желтовато-серый и, постепенно добавляя белый, высветлять рельефные складки. Последним, самым светлым оттенком будет не белый, а слоновой кости, близкий к белому, наличие желтоватой составляющей очень важно. Цвет естественной грязи очень сложно определить, но можно сказать с уверенностью: он не просто серый, в нем присутствуют коричневые и желтые оттенки.

Если вышесказанное относится к общему цвету форму, то собственно «загрязнение» требует отдельного разговора. Опять же нельзя не упомянуть о распространенной ошибке: для имитации грязи смешиваются оттенки цвета жидкой грязи, земли или пыли, и «сухой кистью» «обтираются» нужные места. Казалось бы, все логично и правильно, но результат все равно далек от жизни, слишком резкие неестественные пятна, чересчур темная грязь и т.д. А дело вот в чем.

Необходимо помнить ключевое правило: большие объекты сильно отличаются от тех же фигур в масштабе 1:35, а значит, и окрашивать фигуры надо пытаясь имитировать внешний вид, а не действие процессов, которые привели к нему. Вот упрощенный пример: в жизни пятна грязи на одежде появляются, когда она трется об землю (похоже на принцип «сухой кисти»), но из-за большей по сравнению с фигурой в масштабе 1:35 поверхности пятна выглядят БОЛЕЕ РАЗМЫТО.

Размытые контуры! Вот чего не замечают многие начинающие. Если приглядеться к фотографиям, можно заметить, что брюки загрязнены намного сильнее, чем куртки. В свою очередь, на брюках сильнее выделяются области колен и низ штанин, а на куртках – рукава в районе локтей и карманы. Можно различить отдельные пятна, но общее впечатление такое, что на одежде выделяются области, границы которых определены не четко. Добиться этого на фигуре можно очень просто: отойдя от «незыблемого» правила, что для одного предмета обмундирования используется только один оттенок, нужно лишь ввести второй базовый цвет, темнее первоначального тона, покрыв им самые загрязненные участки, а далее, постепенно добавляя в него краску первого светлого базового оттенка, размыть границу между ними. Таким «грязными» областями будут практически вся поверхность брюк, низ куртки и рукава. Сделать края размытыми можно несколькими способами. Самый простой из них – все та же «сухая кисть».

Хотелось бы отметить еще один важный момент. При тонировке большее количество промежуточных оттенков дает и большую плавность перехода. Это абсолютно справедливо и для «сухой кисти»: если границу между двумя оттенками «обработать» их производной или двумя, она будет выглядеть намного более плавной. Можно также использовать аэрограф. Но самый грамотный переход получится при тонировке несколькими оттенками, подчеркивающей попутно рельеф складок. В этом случае в темный «грязный» базовый оттенок небольшими порциями добавляется «чистый» и получаемыми переходными тонами слегка корректируется и линия границы: светлый оттенок как бы вклинивается в темную область по вершинам выступающих вкладок, а темный вливается по углублениям. Одновременно со сглаживанием перехода в этом случае можно проводить тонировку «грязной» области, подчеркивая ее собственный рельеф, благо светлый оттенок уже под рукой. К слову, в имеющуюся систему «темный-светлый» можно добавить цветовую составляющую, например, коричневый в случае загрязнения глиноземом. Этот же прием годится и для прочих матерчатых деталей амуниции, таких как сумки и т.д.

Но те методы, что были описаны выше, готовят лишь «полуфабрикат» загрязненной униформы. После того как вся униформа будет тонирована, все впадины затемнены, а выпуклости осветлены, можно опять вернуться к «сухой кисти» для имитации неоднородности загрязнения, мелких пятен или брызг жидкой грязи. Вот здесь-то и понадобятся оттенки земли и глины. Причем можно использовать два и более оттенков разной яркости и теплоты. Хотелось бы предостеречь: они не должны сильно контрастировать с базовым «грязным» тоном и между собой, иначе грязь будет слишком неестественной.

Практически все вышесказанное применимо для раскраски вязаных перчаток, которые на пальцах и ладонях будут значительно темнее. Еще одним характерным элементом зимней униформы являются окрашенные или беленые известью каски. Мел – крайне нестойкое покрытие, и через некоторое время из под него проступает первоначальный цвет фельдграу. Делается все это той же «сухой кистью»: каска целиком окрашивается в белый или сероватый цвет, а затем купол и кромка обтираются фельдграу. Поверх фельдграу можно слегка пройтись коричневым, имитируя коррозию, а потерев кромку грифелем, получим иллюзию проступающей стали, показав материал каски.

 

 

Купить кисти, либо наборы кистей для покраски масштабных моделей

Вы можете у нас в интернет-магазине "Форт".


По материалам «Стендовый моделизм»